Священномученик протоиерей Михаил Богословский

Свя­щен­но­му­че­ник Ми­ха­ил ро­дил­ся 5 сен­тяб­ря 1883 го­да в се­ле Сош­ки Ли­пец­ко­го уез­да Там­бов­ской гу­бер­нии в се­мье пса­лом­щи­ка Кон­стан­ти­на Бо­го­слов­ско­го. В 1905 го­ду Ми­ха­ил Кон­стан­ти­но­вич окон­чил Там­бов­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию, в 1909-м — Санкт-Пе­тер­бург­скую Ду­хов­ную ака­де­мию и был на­прав­лен пре­по­да­ва­те­лем нрав­ствен­но­го и дог­ма­ти­че­ско­го бо­го­сло­вия в Та­ври­че­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию в Сим­фе­ро­поль.

В 1921 го­ду с при­хо­дом в Крым боль­ше­ви­ков се­ми­на­рия бы­ла за­кры­та. Свя­щен­ник Ни­ко­лай Ме­зен­цев  с ко­то­рым Ми­ха­ил Кон­стан­ти­но­вич, жи­вя в Сим­фе­ро­по­ле, по­дру­жил­ся, устро­ил его пре­по­да­ва­те­лем ло­ги­ки и пе­да­го­ги­ки в жен­скую гим­на­зию Ста­ни­шев­ской. Здесь он по­зна­ко­мил­ся со сво­ей бу­ду­щей су­пру­гой. Од­на­ко свет­ская ка­рье­ра не пре­льща­ла его, и в 1921 го­ду, ис­пол­няя го­ря­чее же­ла­ние Ми­ха­и­ла Кон­стан­ти­но­ви­ча, ар­хи­епи­скоп Та­ври­че­ский Ни­ко­дим (Крот­ков) ру­ко­по­ло­жил его во свя­щен­ни­ка к Воз­не­сен­ско­му со­бо­ру в го­ро­де Бер­дян­ске.

В два­дца­тых го­дах вла­сти ча­сто ини­ци­и­ро­ва­ли ре­ли­ги­оз­ные дис­пу­ты, да­вая воз­мож­ность вы­сту­пить на них и пра­во­слав­ным. Отец Ми­ха­ил был ак­тив­ным участ­ни­ком та­ких дис­пу­тов и, бу­дучи че­ло­ве­ком весь­ма об­ра­зо­ван­ным, все­гда по­беж­дал сво­их без­бож­ных про­тив­ни­ков. Это бы­ло от­ме­че­но вла­стя­ми, и в 1924 го­ду свя­щен­ник был аре­сто­ван. Од­на­ко сле­до­ва­те­лям не уда­лось до­ка­зать его ви­ну, и по­сле непро­дол­жи­тель­но­го пре­бы­ва­ния в тюрь­ме он был осво­бож­ден. Вско­ре отец Ми­ха­ил был воз­ве­ден в сан про­то­и­е­рея.

К се­ре­дине трид­ца­тых го­дов все хра­мы в Бер­дян­ске бы­ли или за­кры­ты, или за­хва­че­ны об­нов­лен­ца­ми, за ис­клю­че­ни­ем По­кров­ско­го, где на­сто­я­те­лем был про­то­и­е­рей Вик­тор Ки­ра­нов, и отец Ми­ха­ил стал его вер­ным и ак­тив­ным по­мощ­ни­ком. Ко­гда в 1936 го­ду ста­ло из­вест­но, что вла­сти при­ня­ли твер­дое на­ме­ре­ние за­крыть и этот храм, отец Ми­ха­ил по­мог на­сто­я­те­лю ор­га­ни­зо­вать со­бра­ние при­хо­жан, ко­то­рые 8 ян­ва­ря 1937 го­да еди­но­душ­но по­ста­но­ви­ли хра­ма не от­да­вать. Од­на­ко, несмот­ря на это, храм вско­ре был за­крыт, а свя­щен­ни­ки Ми­ха­ил Бо­го­слов­ский, Вик­тор Ки­ра­нов и Алек­сандр Ильен­ков — аре­сто­ва­ны и за­клю­че­ны в тюрь­му в Бер­дян­ске.

В тюрь­ме сле­до­ва­те­ли же­сто­ко пы­та­ли от­ца Ми­ха­и­ла. Свя­щен­ник во вре­мя до­про­сов со­сре­до­то­чен­но мо­лил­ся, вре­мя от вре­ме­ни осе­няя се­бя крест­ным зна­ме­ни­ем. Сле­до­ва­тель, ви­дя крест­ное зна­ме­ние, при­шел в ярость и, раз­ма­хи­вая на­га­ном пе­ред ли­цом от­ца Ми­ха­и­ла, по­тре­бо­вал, чтобы он пре­кра­тил кре­стить­ся. Но свя­щен­ник на это спо­кой­но воз­ра­зил: «У вас свое ору­жие, а у ме­ня свое». На все во­про­сы сле­до­ва­те­ля отец Ми­ха­ил от­ве­чал, что ви­нов­ным се­бя не при­зна­ет и ни­ко­гда и ни­ка­кой ан­ти­со­вет­ской ра­бо­ты не вел.

29 ок­тяб­ря 1939 го­да трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла про­то­и­е­рея Ми­ха­и­ла к пя­ти го­дам за­клю­че­ния, и он был от­прав­лен в ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вой ла­герь в Но­во­си­бир­скую об­ласть. В за­клю­че­нии от­цу Ми­ха­и­лу при­шлось нелег­ко. Еще на­хо­дясь в тюрь­ме, он тя­же­ло за­бо­лел, так что вся­кий при­ем пи­щи вы­зы­вал у него труд­но­пе­ре­но­си­мую боль, а в ла­ге­ре эта бо­лезнь уси­ли­лась. Кро­ме то­го, некий пре­ступ­ник вы­брал свя­щен­ни­ка в ка­че­стве сво­ей жерт­вы. Улу­чив удоб­ный мо­мент, он стал вы­ры­вать у него по во­лос­ку бро­ви, рес­ни­цы и во­ло­сы. Над­зи­ра­тель, уви­дев обез­об­ра­жен­ное ли­цо свя­щен­ни­ка, ужас­нул­ся и по­тре­бо­вал на­звать имя му­чи­те­ля, но свя­щен­ник от­ка­зал­ся. Кро­тость и сми­рен­ное ве­ли­ко­ду­шие свя­щен­ни­ка по­ра­зи­ли му­чи­те­ля, — он при­шел к от­цу Ми­ха­и­лу и, упав на ко­ле­ни, по­про­сил про­ще­ния.

Про­то­и­е­рей Ми­ха­ил Бо­го­слов­ский скон­чал­ся 28 мар­та 1940 го­да в за­клю­че­нии и был по­гре­бен в без­вест­ной мо­ги­ле. Сви­де­тель его кон­чи­ны, его со­уз­ник про­то­и­е­рей Вик­тор Ки­ра­нов, пи­сал по­сле кон­чи­ны пас­ты­ря сво­им род­ным: «Я жив и здо­ров по ве­ли­кой ми­ло­сти Бо­жи­ей и за­ступ­ни­че­ством угод­ни­ков Его, в том чис­ле счи­таю и на­ше­го пре­по­доб­но­го от­ца Ми­ха­и­ла. Жизнь по­след­не­го бы­ла та­ко­ва, что ес­ли ве­ра на­ша не су­ет­на, — а она без со­мне­ния ис­тин­на, — то он, по ана­ло­гии со все­ми свя­ты­ми, без со­мне­ния пред­сто­ит у Пре­сто­ла Все­выш­не­го во всей сла­ве сво­е­го слав­но­го жи­тия».

Игу­мен Да­мас­кин (Ор­лов­ский)

«Жи­тия но­во­му­че­ни­ков и ис­по­вед­ни­ков Рос­сий­ских ХХ ве­ка. Март».

Тверь. 2006. С. 182-185

ИЗ КНИГИ «НОВОМУЧЕНИКИ БЕРДЯНСКА».

Протоиерей Николай Доненко. Серия «Образы прошлого». Издательский Дом «Коктебель», 2009 год.

Михаил Константинович Богословский родился 5 сентября 1883 года в селе Сошки Тамбовской губернии Липецкого уезда в семье псаломщика. По окончании Тамбовской семинарии в 1905 году Михаил Константинович поступил в Санкт-Петербургскую Духовную Академию, которую окончил в 1909 году со званием кандидата богословия. Завершивобразование, Богословский приехал в Таврическую губернию, в Симферополь, где жила его сестра Наталья Константиновна, учительствовавшая в мужской гимназии. В Таврической духовной семинарии он преподавал догматическое и нравственное богословие вплоть до ее закрытия 4 июля 1921 года. Священномученик Николай Мезенцев, с которым Михаил Константинович подружился, помог ему устроиться преподавателем философии, логики и педагогики в женскую гимназию В.А.Станишевской. Там он познакомился со своей будущей матушкой Марией Ивановной Белобровой, в браке с которой родились дети: Аркадий, Ольга, Иван и Наталья. За религиозным воспитанием и образованием детей Богословский пристально наблюдал и, не перепоручая никому, сам преподавал им Закон Божий и немецкий язык, к которому имел особое расположение.

В то время, когда бесчинствовала новая власть, закрывались церкви и служители культа оказывались вне закона, Михаил Константинович не стал искать для себя, как это делали его товарищи по Академии, альтернативы и принял решение — всю свою жизнь посвятить служению Православной Церкви. В 1921 году он был рукоположен в священный сан священномучеником Никодимом (Кротковым), архиепископом Таврическим, и направлен в город Бердянск в Вознесенский собор.

В начале 20-х годов отец Михаил нередко принимал участие в популярных в то время диспутах на религиозные темы и с завидной легкостью апеллировал не только к богословским, но и философским первоисточникам, в которых он ориентировался неизменно лучше малограмотных общественных агитаторов. Публичные дебаты с обновленцами также неоднократно заканчивались посрамлением развенчанием их нововведений и в значительной мере помогали простым людям разобраться в непростой церковной ситуации тех лет. О содержании одного из диспутов, в котором принимал участие протоиерей Михаил, сообщала местная газета "Известия":

"На днях состоится диспут на тему о религии. В этом диспуте могут принять участие все желающие защитить свои религиозные взгляды. Желающих принять участие в диспуте просят предварительно записаться в канцелярии Народного университета, помещенного в Бердянском реальном училище. Анатолий Т. выступит защитником "Религии мудрости". Темы диспута:

1. Религия есть связь с Мирозданием.

2. Религиозная связь свойственна не только человеку, но и всему сущему.

3. Источник религии человека — его мировоззрение, которое определяет его отношение ко внешнему миру.

4. Мироотношение человека есть отношение его к Мирозданию (натурфилософская), к человечеству (социальная) и человеку (этическое).

5. Человек всегда имел и будет иметь религию — связь мироотношений.

6. Религия подчиняется закону развития (религия эволюционизирует).

7. Религия — мироотношение человека до пробуждения в нем религии Мудрости была религией Веры.

8. Религия Веры есть культ, основанный на суевериях, обманах чувств и мнимых чудесах.

9. Религия Мудрости есть культ разума (мысли), чувства (красоты) и воли (действительности).

10. Религия Мудрости есть религия без Бога, без веры в загробный мир и чудеса.

11. Религия Мудрости есть религия космическая (Бог есть Мироздание), космополитическая (человечество есть единая семья), индивидуалистическая (человек есть творческая личность).

12. Религия Мудрости есть неизбежная ступень к сверхчеловечеству".

В 1924 году отец Михаил был впервые арестован, что было воспринято им как косвенное признание со стороны властей его миссионерской деятельности. В тюрьме он пробыл недолго и был отпущен за недостатком улик.

Несмотря на то, что благочинным Бердянского уезда был протоиерей Виктор Киранов, духовный авторитет отца Михаила признавался всеми как несомненный. В молодости он пережил нечто, заставившее его полностью пересмотреть свое мировоззрение. Уже в Академии он отличался смирением, сдержанностью, углубленным интересом к богословским наукам и особенным молитвенным настроем. Аскетизм его жизни, мудрая трезвенность в суждениях снискали ему авторитет среди студентов. Реальность его духовной жизни не укрывалась за врожденной скромностью и делала Богословского, несмотря на его желание оставаться в стороне от всех шумных и многолюдных компаний, удивительно привлекательным человеком. Таким он оставался всю жизнь и во всех обстоятельствах. Проповеди его были ясными, доступными и в то же время емкими и глубокими, наполненными духовным смыслом. Благодатное соответствие внутренней, сердечной жизни и внешней придавали его словам особую мудрость, и они с евангельской силой и простотой достигали своей цели. Отца Михаила было легко не только слушать, но и слушаться. Все, как священнослужители, так и миряне, обращались к нему в случае необходимости за духовным советом и назиданием.

ЕПАРХИАЛЬНЫЙ МАГАЗИН
православная литература, церковная утварь, облачения и пр. 
9:00 - 16:00

 Республика Крым, 295011, г. Симферополь,

ул. Героев Аджимушкая, 9/11

 

Яндекс.Метрика