Рабочая программа по курсу «Добрый мир православной культуры»
Рабочая программа по курсу «Добрый мир православной культуры»
Рабочая программа по курсу «Добрый мир православной культуры» разработана на основе учебных материалов и опыта преподавания предмета «Основы православной культуры» по авторской программе «Православная культура» для 1 года обучения Л.Л.Шевченко и примерной основной общеобразовательной программы «Добрый мир» (Православная культура для малышей), разработанной в соответствии с Федеральным законом об образовании», и которая является вводной частью единой авторской общей программы « Духовно-нравственная культура. Православная культура» для 1-10 годов обучения Л.Л.Шевченко, рекомендованной Министерством образования Московской области.
Для учителя, который приступает к преподаванию этого курса, и для детей, начинающих его изучать, православная культура определяется через ведущие христианские добродетели, отражающие её сущность: «Православная культура – это то, чем жили, и что много веков создавали добрые, благочестивые люди с верой, надеждой и любовью к Творцу нашего мира». Задачи воспитания духовно-нравственной культуры детей являются в настоящее время актуальной задачей системы начального общего образования. Это объясняется введением в ФГОС НОО новой предметной области «Духовно-нравственная культура народов России» в составе шести модулей, среди которых есть «Основы православной культуры»
Основной целью программы является формирование базовой культуры на основе отечественных традиций духовных и нравственных ценностей.
Цель отражает требования российского законодательства к содержанию образования и ориентирована на решение следующих задач:
- духовно-нравственное развитие и воспитание детей посредством приобщения к традиционным духовным ценностям России, понимание значимости традиционных нравственных идеалов и моральных норм для жизни личности, семьи, общества;
- формирование у детей основополагающих морально-нравственных идеалов, установок, ценностей, норм, обеспечивающих осознанный нравственный выбор;
- приобретение культурологических знаний, необходимых для разностороннего развития детей;
- создание условий творческого развития;
- воспитание любви к Родине, семье
- интеграция личности в национальную и мировую культуру;
- обеспечение ценностно-смысловой, содержательной, методической преемственности между ступенями начального и основного общего образования.
Отбор содержания рабочей программы произведён в соответствии с принципами:
- культурологического характера содержания, позволяющего всем детям, независимо от национально-культурной и конфессиональной принадлежности познакомиться с традиционной культурой России;
- исторического и культурного соответствия религиозным традициям России:
- личностно-ценностного соответствия содержания программы закономерностям развития детей младшего школьного возраста;
- укрупнения дидактических единиц текста и тематических содержательных обобщений;
- систематичности, последовательности и преемственности содержания между ступенями начального и основного общего образования.
Программа:
- направлена на укрепление духовно-нравственного здоровья детей;
- основывается на принципах научной обоснованности и практической применимости;
- строится на соответствующих возрасту видах деятельности и формах работы с младшими школьниками;
В ФГОС НОО определены параметры оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной общеобразовательной программы, в которой определено формирование универсальных учебных действий:
- воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов;
- соотносить тему и главную мысль текста с содержанием произведения живописи;
- анализировать общность тем и главных мыслей в произведениях фольклора, реалистических и фольклорных текстах. Сравнивать главную мысль реалистических, фольклорных и религиозных текстов. Проводить аналогии между героями, их поведением и духовными нравственными ценностями;
- участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства;
- создавать по изображениям (художественные полотна, иконы) словесный портрет его героя;
- описывать впечатления, возникающие от восприятия художественного текста, произведения живописи, иконописи;
- высказывать предположения о последствиях неправильного (безнравственного) поведения человека;
- оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания известных личностей;
- работать с исторической картой: находить объекты в соответствии с учебной задачей.
На уровне предметного содержания создаются условия для формирования личностных УУД и определяются следующими задачами:
- Воспитывать у детей нравственные чувства: милосердия, сострадания, сопереживания, послушания родителям, любви к семье, Родине, гуманного отношения к окружающему миру, дружелюбия, стыдливости совершения безнравственных поступков, взаимопомощи, ответственности и заботы. Формировать нравственное сознание на основе базовых понятий духовности, нравственности и норм христианской этики (о добре и зле, правде и лжи, трудолюбия и лени, послушания, честности, милосердия, кротости, прощении), основных понятий нравственного самосознания ( совесть, добросовестность, справедливость, верность, долг, честь, благожелательность);
- Приучать детей к формам нравственного поведения, опираясь на примеры из жизни святых и людей благочестивых, прививать навыки доброделания и благотворительности;
- учить строить отношения в группе на основе взаимоуважения, миролюбия; учить быть миротворцами в конфликтных ситуациях; не обижать, жалеть, мириться, прощать друг друга, преодолевать агрессию, гнев, сохранять мирное душевное устроения;
- развивать качества воли: умеренность в потребностях, умения ограничивать свои желания, подчиняться требованиям взрослых, в поведении выполнять нормы христианской этики.
- формировать умения оценивать свои (а не чужие) поступки в соответствии с нравственными нормами христианской этики, не осуждая других.
- побуждение детей к украшению своей души добрыми качествами;
- выработка у детей нравственных основ радостного и жизнеутверждающего мировосприятия;
Особенностью работы является интегративный характер содержания, объединяющего все виды деятельности младших школьников на основе традиционных ценностей отечественной культуры. Отбор содержания произведен с учётом ФГОС НОО и Примерного содержания образования по учебному предмету «Православная культура», представленного Министерством образования РФ (М., 2002 г.) , обеспечивая преемственность решения задач духовно-нравственного воспитания на уровне школьного звена образования.
Программа «Добрый мир православной культуры» ориентирована на детей 6,5 –8,5 лет и рассчитана на 67 часов, (1 час в неделю) для двухгодичного изучения: 33 часа – 1 год обучения; 34 часа – 2 год обучения. В связи с исключением из календарно-тематического планирования праздничных дней учебно-тематический план 1 года обучения скорректирован на 32 часа в счёт часов, отведённых на проведение экскурсии по городу и городской храм.
Раздел 2 Планируемые результаты освоения обучающими программы курса
Обучающий научится:
- понимать значение ключевых слов: дни творения мира, человек, объекты окружающего мира, семья, детская библия, православный храм, икона, Россия, родина, история городского храма, православные праздники;
- рассказывать о своей семье, семейных праздниках, о родной стране, о своём городе, о храме;
- различать герб Московской области;
- уважительно относится к людям, которые исповедают православие,
- оценивать нравственные поступки людей, исходя из понятий христианской этики: любви к ближнему, сострадания, заботы об окружающих.
- осуществлять поиск и выделение необходимой информации, проявлять активность в решении познавательных задач;
- интерес к новому содержанию и новым способам познания;
- формулировать собственное мнение и позицию по обсуждаемому вопросу:
- передавать в художественно- творческой деятельности свое эмоциональное отношения к своей семье, к окружающему миру;
- описывать впечатления, возникающие от восприятия художественного текста, живописи, музыкальных произведений
Обучающийся получит возможность научиться:
- понимать значение ключевых слов курса: Бог – Творец мира, православные праздники, иконография, песнопения праздника;
- различать и сравнивать элементарные этические и эстетические понятия (добро – зло, трудолюбие – леность, красиво – некрасиво);
- устойчивого интереса к новым способам познания;
- анализировать литературные источники для приобретения первоначальных знаний по православной культуре;
- уважительно относиться к своему городу, людям, которые живут рядом, к народу, которые исповедают православие, к России как государству, являющимся нашей Родиной;
- передавать эпизоды из библейских повествований, связанных с историей отдельных двунадесятых праздников из православного календаря;
- описывать впечатления, возникающие от созерцании иконы праздника;
- учитывать разные мнения и обосновывать свою;
- проявлять познавательную инициативу;
Раздел 3. Содержание курса
№ п/п |
Темы разделов |
1 год |
2 год |
1 |
Устроение мира. Красота в нашем мире
|
Что нас окружает? Что мы видим. Краски, звуки, формы окружающего мира. Бог – Творец красивого мира. Прогулки по дням творения. Понятия: свет, день, ночь, ангельский мир, небо, небесные светила: солнце, луна, звезды и созвездия, планеты и их названия.; видимый мир земля, море, реки, птицы, растения, : животные, сотворение человека. День отдыха. |
Красота в окружающем мире. Продолжаем поиски красивого вокруг себя. Бог – Творец красивого мира. Имена Божии «Доброта. Красота. Любовь» Сотворение человека. Адам – любимое чадо Божие. Как Адам и Ева ушли из рая? Радость и печаль в красках и звуках окружающего мира |
2 |
Устроение отношений в мире – нормы христианской этики
|
Правила жизни, данные Богом человеку. Понятия добра и зла, добродетель. Почему зло появилось на земле? Нарушение человеком правил жизни, данных Богом. Мои поступки. Кого я огорчаю своим непослушанием. Что такое совесть?
|
Нормы христианской этики. Человек и его добродетели. Как изобразить доброго и красивого человека. Какой я? Моё послушание и непослушание. Мой добрый помощник – моя совесть. |
3 |
Хранилища православной культуры
|
Детская библия – священное писание, библиотеки - хранилища книг. Государственная Третьяковская галерея. Икона, иконописец, православный храм, убранство храма, иконостас, колокольня, крест, купол, монастырь как крепость, как дом монахов, как пристанище для паломников,
|
Псалтырь царя Давида – свод правил жития и благочестия. Книжные сокровища монастырских мастерских. Летописец. Техника написания древних церковных книг. Икона, иконографические типы Спасителя. История написания первой иконы : «Спас Нерукотвор-ный – Святой Убрус» Икона в моём доме. Православный храм : убранство, устройство: алтарь, предел, притвор; правила поведения в православной храме Колокола, язык колокола. прародители колоколов – билы, колокольные звоны : благовест, праздничные перезвоны, постовой. Монастырь – центрдуховной культуры и просвещения |
4 |
Устроение отношений в нашей жизни.
|
Семья, родители, предки, любовь, послушание, обязанности членов семьи,. Праздники в моей семье: день рождения, день Ангела, именины. Именная икона, роль «красного угла в русском доме. Наши меньшие друзья. Правила обращения. Примеры служения животных святым людям
|
Моя семья, родословное древо моей семьи, какой я в семье, за что меня любят в семье. Семейные реликвии. Православные праздники в моей семье. |
5 |
Маршруты духовного краеведения Подмосковного края
|
Родина, Отечество, Россия, Москва – столица нашей Родины. Красная площадь – сердце Москвы и моей Родины, храм Покрова на Васильевском спуске. Подмосковье – моя малая Родина, герб московской области, странички из жития великомученика Георгия Победоносца. Городской храм, архитектурные особенности храма, |
Родина, отеческая любовь. Москва православная. Храм Христа Спасителя. За кремлёвской стеной: соборная площадь, колокольня Ивана Великого, Успенский собор. Кремлёвские реликвии: Царь-колокол и Царь-пушка. Богородичные храмы Павлово-Посадского благочиния. . Странички жития священномученика Константина Успенского, городская улица Святого Константина Успенского. |
Православный календарь
|
Покров Пресвятой Богородицы. История и иконография праздника, покров – плат для покрытия головы, русские традиция празднования Покрова Пресвятой Богородицы, богородичные песнопения праздника День народного единения - праздник иконы Казанской Божией Матери. История праздника, иконография образа казанской Божией Матери, памятник Козьме Минину и Дмитрию Пожарскому на Красной Площади в г..Москве, храм иконы Казанской Божией Матери, богородичные песнопения праздника Рождество Христова. История и иконография праздника, вертеп, вифлиемская звезда, поклонение пастухов и волхвов, рождественский ангел, рождественская ель, традиция празднования на Руси. Святочные игры. Масленичные гуляния. Театрализованное представление.Комплекс игр и игровых упражнений для гуляний. Праздник Благовещения Пресвятой Богородице История и иконография праздника, Традиция празднования на Руси, богородичные песнопения праздника Вербное воскресение – Вход Господень в Иерусалим. История и иконография праздника. Традиция празднования на Руси, Праздник праздников – Воскресение Христова. Какого цвета пасха, как пасха звучит, как пахнет пасха, как она играет. Пасхальные писанки. Традиции праздника Пасхи. День славянской культуры и письменности. Страницы жития Святых равноапостольных Кирилла и Мефодия учителей словенских. Кириллица. Азбука, заставная буквица, красная строка. |
Праздник Рождества Пресвятой Богородицы История и иконография праздника. Дева Мария – Матерь Божия. Престольный праздник храма Покрова Пресвятой Богородицы Иконография праздника.. Святой Роман Сладкопевец. Звучание праздника в песнопениях: тропарь, кондак, акафист. Храмы в честь Покрова Рождество Христова. Иконография праздника. История праздника в сценах домашнего театра.Звучание праздника в песнопениях: тропарь, кондак, колядки. Масленица. Прощёное воскресение. Традиция празднования на Руси. Детская игрушка «масленица»Что значит прощать и быть прощённым. Праздник праздников – Воскресение Христова. Иконография праздника. Легенда о пасхальном яйце. Пасхальная мастерская: писанки, крапанки, крашенки. Пасхальные игры: стукачки, катание яиц. День славянской культуры и письменности. Истоки славянской письменности. Наследие равноапостольных учителей словенских. Летописцы. Страницы истории праздника на Руси. |
Раздел 4.Учебно-тематический план
№ п/п |
Тема раздела |
Кол-во часов |
|
1 год |
2 год |
||
Устроение мира. Красота в нашем мире |
7 |
6 |
|
Устроение отношений в мире – нормы христианской этики |
4 |
5 |
|
3 |
Хранилища православной культуры |
6 |
7 |
4 |
Устроение отношений в нашей жизни |
4 |
5 |
5 |
Маршруты духовного краеведения Подмосковного края |
3 |
4 |
6 |
Православный календарь. |
8 (в течение года) |
7(в течение года) |
Итого |
32 |
34 |
Раздел 5. Календарно-тематическое планирование.
1 год обучения
№ п/п |
Тема занятия |
Форма организации и проведения занятия |
Формируемые умения |
Деятельность учащихся |
Деятельность учителя |
Дата прове-дения |
1 раздел Красота в нашем мире (6 часов раздела + 1 час из радела «Православный календарь») |
||||||
1 |
Красота в звуках, красках, формах окружающего мира |
Экскурсия в природу |
Развитие наблюдательнос-ти, умений эстетического восприятия видеть и слы-шать красивое, слушать собеседника, вести устный диалог |
Наблюдение за предметами окружающего мира |
Организация экскур-сии, проведение беседы «В чём красота, которая тебя окружает» |
7.09 |
2 |
Прогулки по дням творения: свет, день, ночь, ангельский мир |
Игра-путешест-вие с просмотром мультимедийной презентации «О святых Ангелах» |
Развитие наблюдательнос-ти, умений эстетического восприятия: видеть и слы-шать красивое, слушать собеседника, вести устный диалог, проявлять актив-ность в коллективной деятельности
|
Рисуем день, ночь, свет, ангела, Игра «День-ночь |
Беседа со слайд- показом «О святых ангелах» , организация игры |
14.09 |
3 |
Прогулки по дням творения: небесные светила небо, солнце, луна, звезды |
Игра-путешест-вие с просмотром мультимедийной презентации «Небесные светила» |
Развитие наблюдательнос-ти, умения сравнивать, выделять существенные признаки, находить отличия, проявлять активность в коллективной деятельности развитие речи уч-ся
|
Размышляем – угадываем – рисуем «На кого похоже моё облако», «Солнечный день» Игра «Ловишки». Сравниваем, какие бывают звёзды. Угадай-ка: На кого похоже созвездие «Большая медведица» |
Беседа со слайд- показом «Небесные светила» , организация игры |
21.09 |
4 |
Прогулки по дням творения: видимый мир. |
Игра-путешествие с просмотром мультимедийной презентации |
Развитие наблюдательнос-ти, умений эстетического восприятия: видеть и слышать красивое; осущест-влять поиск и выделение не-обходимой информации, проявлять активность в коллективной деятельности развитие речи уч-ся.
|
Рисуем землю, море, вол-ны. Игровая деятельность «Море волнуется» Обсуждаем «Для чего нуж-на вода?», учим считалоч-ки. Играем в птичьи игры. Лепим из белого пластили-на шар – это наша земля, лепим цветы, птиц насекомых |
Беседа, организация творческой и игровой деятельности детей |
28.09 |
5 |
Прогулки по дням творения: живот-ные, сотворение человека. |
Игра-путешествие |
Развитие наблюдательнос-ти, умения сравнивать, нахо-дить общие и отличитель-ные признаки в сравнивае-мых объектах окружающего мира |
Спор животных «Кто главный? Угадай-ка «Чем человек отличается от других творений» |
Беседа, постановка проблемной ситуации. Организация познавательной деятельности детей |
5.10 |
6 |
Прогулки по дням творения: день отдыха |
Творческая мастерская |
Развитие умения описывать впечатления, возникающие от восприятия художест-венного текста, живописи, музыкальных произведений, проявлять активность в коллективной деятельности |
Аппликация «Прекрасный мир» Обсуждаем –размышляем «О чем мы узнали на путешествиях?» |
Беседа, постановка проблемной ситуации. Организация творческой деятельности детей |
12.10 |
7 |
Православный календарь– Покров Пресвятой Богородицы |
Путешествие по страницам православного календаря |
Развитие умения описывать впечатления, возникающие от созерцании иконы празд-ника, восприятие художест-венного текста, музыкаль-ных произведений |
Рассматриваем икону праздника Покрова Пресвятой Богородицы, слушание песнопения праздника |
Беседа с показом видеофрагмента «Покров Пресвятой Богородицы» |
19.10 |
2 раздел Устроение отношений в мире – нормы христианской этики (4 часа + 1 час из раздела «Православный календарь») |
||||||
8
|
Правила и ценности жизни человека |
Этическая беседа |
Осознание общечеловечес-ких ценностей, умение анализировать свои поступ-ки, проявлять активность в коллективной деятельности, обсуждать и анализировать работы одноклассников с позиции творческих задач данной темы |
Слушаем – размышляем – обсуждаем о хороших и плохих привычках, анализ своих поступков. Игра «Тропинка добрых дел».Разучиваем песенку «Если добрый ты» Рисуем доброго и красивого человека |
Беседа на тему «Что такое хорошо и что такое плохо», органи-зация игровой и твор-ческой деятельности детей |
26.10 |
9 |
День народного единения - праздник иконы Казанской Божией Матери
|
Путешествие по страницам православного календаря |
Развитие умения описывать впечатления, возникающие от созерцании иконы празд-ника, восприятия художест-венного текста, музыкаль-ных произведений |
Рассматриваем икону Казанской Божией Матери Слушание песнопения праздника |
Беседа со слайд-показом «День народного единения» |
2.11 |
10 |
О чем говорит совесть. Этические нормы |
Этическая беседа |
Осознание общечеловечес-ких ценностей, умение анна-лизировать свои поступки и обсуждать коллективные результаты, обсуждать и анализировать работы одноклассников с позиции творческих задач данной темы |
Слушаем-размышляем-обсуждаем на тему «Что такое совесть и кого называют бессовестным человеком?» Игра «Аптека добрых дел» Рисуем радугу «Добрые правила жизни» |
Беседа на тему: «Что такое совесть и кого называют бессовест-ным человеком?» организация игровой и творческой деятель-ности детей
|
16.11 |
11 |
Радуга «Добрые правила жизни |
Творческая мастерская добрых дел |
Уметь приводить примеры добрых дел, проявлять акти-вность в коллективной дея-тельности, оказывать взаи-мопомощь в сотрудничестве. |
Обсуждение стихотворе-ния «Добродетели». Игра «Как поступить, если …?» Разучиваем песенку «Если добрый ты». Коллективная работа: аппликация «Радуга добрых правил жизни» |
Чтение стихотворения «Добродетели», органи-зация игровой и твор-ческой деятельности детей .
|
23.11 |
12 |
Прогулка на поляну добра и любви |
В гостях у сказки |
Уметь оценивать поступки в соответствии с нормой христианской этики, проявлять активность в коллективной деятельности |
Слушание и обсуждение содержания сказки «Поляна добра и любви» Игра: «Как сделать мир добрее?» Исполнение песенки «Если добрый ты» |
Чтение сказки «Поляна добра и любви», орга-низация игровой и творчееской деятельности детей
|
30.11 |
3 раздел Хранилища православной культуры ( 6 часов + 2 ч из раздела «Православный календарь) |
||||||
13
|
Книжное царство православной культуры |
Игра-путешествие |
Осуществлять поиск и выделение необходимой информации, умение высказывать свое мнение, проявлять активность для решения познавательных задач |
Обсуждаем – размышляем на тему « Какие были книги у наших предков» Игра «По библиотечным морям, по книжным островам» Участие в викторине |
Беседа с слайд – показом « В книжном царстве православной культуры», организация игровой деятельности детей |
7.12 |
14 |
Детская библия – священное писание в рассказах и картинках |
Литературная гостиная |
Осуществлять поиск и выде-ление необходимой инфор-мации, умение высказывать свое мнение, проявлять ак-тивность для решения познавательных задач |
Размышляем – обсуждаем на тему «Библия, напол-няющая мир мудростью» Рисуем райский сад. |
Беседа со слайд-показом ««Библия, наполняющая мир мудростью»
|
14.12 |
15 |
По залам Третьяковской галереи |
Поход в музейный дом |
Развитие умения описывать впечатления, возникающие от восприятия живописи, желания общаться с искус-ством, осуществлять поиск и выделение необходимой информации |
Размышляем – угадываем – обсуждаем « Что можно увидеть в музейном доме художника». Рисуем на тему «Рождественская ёлочка» |
Беседа со слайд-пока-зом «В Третьяковской галерее», организация экспозиции детского рисунка в «выставоч-ном зале» школы «Рождественские фантазии» |
21.12 |
16 |
Православный календарь – Рождество Христово |
Путешествие по страницам православного календаря |
Развитие умения описывать впечатления, возникающие от созерцании иконы празд-ника, восприятия художест-венного текста, музыкаль-ных произведений |
Слушание с просмотром сцен домашнего театра «Рождество Христово и разучивание рождествен-ских колядок |
Беседа с показом сцен домашнего театр о событиях Рождества Христова». Организация творческой деятельности детей |
28.12 |
17 |
Святочные игры |
Игровая программа |
Развитие умения планиро-вать сотрудничество – дого-вариваться о распределении функций и ролей в ходе проведения святочных игр. |
Игры на свежем воздухе |
Организация игровой деятельности детей |
18.01 |
18 |
В иконописной мастерской |
Заочная экскурсия |
Развитие умения описывать впечатления, возникающие от созерцании иконы, спо-собность высказывать суж-дения о художественных особенностях работы иконо-писца и его результатах труда. |
Размышляем – угадываем – обсуждаем на тему «Кто такие иконописцы, и для чего пишутся иконы»
|
Беседа со слайд-пока-зом « В иконописной мастерской» |
25.01 |
19 |
Православный храм – дом Божий |
Заочная экскурсия |
Развитие умения описывать впечатления, возникающие от восприятия художествен-ного текста, музыкальных произведений осуществлять поиск и выделение необхо-димой информации |
Размышляем – обсуждаем– рисуем на тему «Как вы-глядит православный храм, и почему люди ходят в храм? Слушаем колоколь-ный звон. Игра «Колокола» Аппликация «Наш храм» |
Беседа со слайд-показом «Храм – дом Божий» Организация игровой и творческой деятель-ности детей |
1.02 |
20 |
Монастырь – крепость. пристанище, обитель. |
Заочная экскурсия |
Развитие умения описывать впечатления, возникающие от просмотра слайд-показа, осуществлять поиск и выделение необходимой информации |
Размышляем – обсуждаем на тему «Для кого и кем строятся монастыри» Коллективная аппликация «За монастырскими вратами»
|
Беседа с показом видеоряда « За монастырскими вратами» |
8.02 |
4 раздел Устроение отношений в нашей жизни (4 часа +1 из раздела «Православный календарь») |
||||||
21 |
Правила семейного жительства. Мои обязанности. |
Семейная гостиная
|
Развитие умения описывать впечатления, возникающие от восприятия художествен-ного текста, музыкальных произведений, умение вести устный диалог, формули-ровать собственное мнение и позицию по обсуждаемому вопросу |
Размышляем – обсуждаем - рисуем на тему «О доброй душе и о дружной семье» Разучивание песни «Родной дом» Игра «Дружная семья» |
Организация фото- выставки «Моя семья», приглашение родителей на встречу в семейной гостиной |
15.02 |
22 |
Любовь к родителям. Какая она? |
Откровенный разговор |
Умение передавать в худо-жественно- творческой дея-тельности свое эмоциональ-ное отношения к своим родителям, задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности, соблюдать правила общения |
Размышляем – обсуждаем пословицы и поговорки о семье. Исполнение песни «Родной дом» Рисуем Игра «Выбор: правильно-неправильно» |
Беседа по смысловому содержанию пословиц и поговорок о семье Организация творческой и игровой деятельности детей |
1.03 |
23 |
Масленичные гуляния |
Игровая программа |
Развитие умения планиро-вать сотрудничество – дого-вариваться о распределении функций и ролей в ходе про-ведения игр на масленичных гуляниях |
Игровая деятельность детей на свежем воздухе |
Организация игровой деятельности детей |
15.03 |
24 |
Праздники в моём доме: день рожде-ния, день ангела |
Семейная гостиная |
Развитие умения описывать впечатления, возникающие от восприятия художествен-ного текста, музыкальных произведений, умение вести устный диалог, формули-ровать собственное мнение и позицию по обсуждаемому вопросу |
Размышляем – обсуждаем - рисуем на тему «Какой мой любимый праздник, и праздник для всей моей семьи, когда мы вместе» Узнаем чем день рождения отличается от именин, и день моего дня Ангела» Поделка «Подарок к дню ангела для моего друга» |
Чтение текстов «Христианское имя. В честь кого я назван? Именины». Организация экспози-ции подарочных анге-лов в «выставочном зале» школы из частной коллекции учителя «Мой ангел –хранитель» |
22.03 |
25 |
Православный календарь – празд-ник Благовещения Пресвятой Богородице |
Путешествие по страницам православного календаря
|
Развитие умения описывать впечатления, возникающие от созерцании иконы празд-ника, восприятие художест-венного текста, музыкаль-ных произведений Осуществлять поиск и выде-ление необходимой инфор-мации. |
Рассматриваем икону праздника Благовещения Пресвятой Богородицы, слушание песнопения праздника, узнаем тради-ции этого праздника. Конструирование из бумаги или солёного теста жаворонков. |
Беседа с показом ви-деофрагмента «Благо-вещение Пресвятой Богородицы», организация творчес-кой деятельности детей |
5.04 |
26 |
Наши меньшие друзья |
Откровенный разговор |
Умение передавать в худо-жественно- творческой дея-тельности свое эмоциональ-ное отношения к своим до-машним животнным, зада-вать вопросы, необходимые для организации собствен-ной деятельности, соблюдать правила общения |
Размышляем – обсуждаем - рисуем на тему «Как человеку следует относиться к животным?, Почему человек перестал понимать язык животных» Рисование по сюжетам прослушанных рассказов |
Показать примеры служения животных святым людям, орга-низация творческой деятельности |
12.04 |
5 раздел Маршруты духовного краеведения Подмосковного края (3+3 часа из радела «Православный календарь») |
||||||
27 |
Посмотри, как хорош, край, в котором ты живёшь |
Заочное путешествие |
Развитие умения описывать впечатления, возникающие от восприятия художествен-ного текста, музыкальных произведений, умение вести устный диалог, формулиро-вать собственное мнение и позицию по обсуждаемому вопросу |
Чтение и обсуждение на тему «Что мы Родиной зовём». Слушаем песню «С чего начинается Родина» и рисование ответа.
|
Беседа со слайд-показом «Посмотри, как хорош, край, в котором ты живёшь» |
19.04 |
28 |
Православный календарь – Вербное воскресение |
Путешествие по страницам православного календаря |
Развитие умения описывать впечатления, возникающие от созерцании иконы празд-ника, восприятие художест-венного текста, музыкаль-ных произведений Осуществлять поиск и выде-ление необходимой инфор-мации.
|
Рассматриваем икону праздника «Вход Госпо-день в Иерусалим», слушание песнопения праздника, узнаем тради-ции этого праздника. Аппликация «Пасхальный подарок для самого близкого и родного человечка» |
Беседа с показом ви-деофрагмента «Вход Господень в Иерусалим», организация творчес-кой деятельности детей |
|
29 |
Православный календарь Пасхальная мозаика |
Игровая программа |
Осуществлять поиск и выде-ление необходимой инфор-мации. Развивать коммуника-тивные умение в ходе проведения пасхальных игр |
Участие в игре «Катись, катись яичко на пасхальную страничку. Рисование на тему «Пасхальные писанки» |
Беседа с проведением игровой программы «Пасхальная мозаика» Организация экспози-ции подарочных пасхальных яиц в «выставочном зале» школы из частной коллекции учителя |
12.05 |
30 |
«Подмосковье – моя малая Родина» |
Заочное путешест-вие |
Развитие умения описывать впечатления, возникающие от восприятия художествен-ного текста, музыкальных произведений, умение вести устный диалог, формули-ровать собственное мнение и позицию по обсуждаемому вопросу |
Чтение и обсуждение на тему «Подмосковье – моя малая Родина», узнаём житие великомученика Георгия Победоносца. Слушаем и обсуждаем песню «Край родной» |
Беседа со слайд-показом «Герб Московской области» |
17.05 |
31
|
«Сперва аз и буки, а потом науки» |
Просветительская акция |
Осуществлять поиск и выделение необходимой информации, проявлять активность в решении познавательных задач |
Размышляем – обсуждаем - рисуем на тему «Про азбуку и буквицы» Участие в викторине Игра «Азбучное древо» |
Беседа со слайд- показом «Сперва аз и буки, а потом науки». Организация познавательной деятельности детей |
24.05 |
32 |
Любимый сердцу уголок. |
Экскурсия в городской храм Покрова Пресвятой Богородице |
Осуществлять поиск и выде-ление необходимой инфор-мации, умение высказывать свое мнение, проявлять ак-тивность для решения познавательных задач |
Посещение городского храма, слушаем рассказ настоятеля об устройстве храма и правилах пове-дения. Делаем уличные зарисовки |
Организация экскурсии в городской храм |
Резервный урок |
2 год обучения
№ п/п |
Тема занятия |
Форма организации и проведения занятия |
Формируемые умения |
Деятельность учащихся |
Деятельность учителя |
Дата прове-дения |
1 раздел Красота в нашем мире (6 часов раздела + 2 часа из радела «Православный календарь») |
||||||
1 |
Красота в окружающем мире. И снова поиск красивого вокруг себя |
Экскурсия в природу |
Развитие наблюдательнос-ти, умений эстетического восприятия видеть и слы-шать красивое, слушать собеседника, вести устный диалог |
Поиск красивого в окружающем мире |
Организация экскур-сии, проведение беседы, организация игры «Море волнуется раз...» |
4.09 |
2 |
Бог – Творец красивого мира. |
Творческая мастерская |
Развитие наблюдательнос-ти, умений эстетического восприятия: видеть и слы-шать красивое, слушать собеседника, вести устный диалог, проявлять актив-ность в коллективной деятельности |
Обсуждаем –размышляем «Как разговаривают творения» Коллективное панно: «Дни Творения прекрасного мира» |
Беседа со слайд- показом «Прогулка по дням творения» |
11.09 |
3 |
Бог. Какой Он? |
Литературная гостиная |
Развитие наблюдательнос-ти, развитие речи уч-ся осуществлять поиск и выделение необходимой информации, проявлять активность в коллективной деятельности развитие речи уч-ся. |
Обсуждаем –размышляем «Какое имя Бога» Игра – угадайка «Где живёт Бог?» |
Беседа со слайд- показом «Свойства Божии», постановка проблемной ситуации организация игры. |
18.09 |
4 |
Православный календарь – праздник Рождества Пресвятой Богородицы. |
Путешествие по страницам православного календаря |
Развитие умения описывать впечатления, возникающие от созерцании иконы празд-ника, восприятие художест-венного текста, музыкаль-ных произведений |
Рассматриваем икону праздника Рождества Пресвятой Богородицы, слушание песнопения праздника |
Беседа с показом видеоряда «Рождество Пресвятой Богородицы» |
25.09 |
5 |
Сотворение человека. Адам – любимое чадо Божие. |
Путешествие с книгой |
Развитие наблюдательнос-ти, развитие речи уч-ся осуществлять поиск и выделение необходимой информации, проявлять активность в коллективной деятельности развитие речи уч-ся. |
Размышляем – угадываем – рисуем «Человек - чудо» Обсуждаем « Как устроен человек?»; «Почему Адам –любимое чадо Божие?»; «Где находится душа?» Игра-угадайка «Какие мы?» |
Беседа со слайд- показом «Как на земле появились люди» , постановка проблемной ситуации, организация игры-угадайки «Какие мы?» |
2.10 |
6 |
Православный календарь – пре- стольный праздник храма Покрова Пресвятой Богородицы |
Путешествие по страницам православного календаря |
Развитие умения описывать впечатления, возникающие от созерцании иконы празд-ника, восприятие художест-венного текста, музыкаль-ных произведений |
Рассматриваем икону праздника Покрова Пресвятой Богородицы, Слушаем как звучит праздник. |
Беседа со слайд- показом « Храмы в честь Покрова Пресвятой Богородицы» |
9.10 |
7 |
Как Адам и Ева ушли из рая? |
Путешествие с книгой |
Развитие наблюдательнос-ти; осуществлять поиск и выделение не-обходимой информации, проявлять активность в коллективной деятельности развитие речи уч-ся.
|
Обсуждаем –размышляем «Почему Адам и Ева ушли из рая?» Коллективная работа «Дерево райского сада» (лепка) |
Беседа, организация творческой деятельности детей |
16.10 |
8 |
Радость и печаль в красках и звуках окружающего мира
|
Экскурсия в природу |
Развитие наблюдательнос-ти, умений эстетического восприятия: видеть и слы-шать радость и печаль в окружающем нас мире, слушать собеседника, вести устный диалог, |
Поиск контрастных картин в красках и звуках окружающего мира Игра-угадайка «Порядок» |
Организация экскур-сии, проведение беседы постановка проблемной ситуации, организация игровой и деятельности детей |
23.10 |
2 раздел Устроение отношений в мире – нормы христианской этики (5 часов) |
||||||
9
|
Нормы христианской этики. |
Этическая беседа |
Осознание общечеловечес-ких ценностей, умение анализировать свои поступ-ки, проявлять активность в коллективной деятельности, обсуждать и анализировать работы одноклассников с позиции творческих задач данной темы |
Слушаем – размышляем – обсуждаем о хороших и плохих привычках, анализ своих поступков. Игра «Тропинка добрых дел». Разучиваем песенку «Дорога добра»
|
Беседа на тему «Что такое хорошо и что такое плохо», органи-зация игровой и твор-ческой деятельности детей |
30.10 |
10 |
Человек и его добродетели
|
Этическая беседа |
. Уметь оценивать поступки в соответствии с нормой христианской этики, проявлять активность в коллективной деятельности |
Слушаем-размышляем-обсуждаем на тему « Что такое добродетель» Игра «Как поступить, если…» Рисуем доброго и красивого человека |
Организация игровой и творческой деятель-ности детей .
|
13.11 |
11 |
Древо добродетелей |
Творческая мастерская добрых дел |
Уметь приводить примеры добрых дел, проявлять акти-вность в коллективной дея-тельности, оказывать взаи-мопомощь в сотрудничестве |
Обсуждаем – размышляем на тему «Критерии доброго – заповеди, которые дал Бог». Игра в живые кар-тинки «Кто послушный?» Разучиваем песенку «До-рога добра». Коллективная работа: аппликация «Древо добродетелей» |
Организация игровой и творческой деятель-ности детей. Разучивание песни .
|
20.11 |
12 |
Мой добрый помощник – моя совесть |
Этическая беседа |
Осознание общечеловечес-ких ценностей, умение анна-лизировать свои поступки и обсуждать коллективные результаты, обсуждать и анализировать работы одноклассников |
Слушаем-размышляем-обсуждаем на тему «О чем говорит совесть? Как жить, чтобы совесть не укоряла» Игра «Хочу и надо» Рисуем на тему «Огонёк совести в человеческой душе» |
Беседа на тему: «О чем говорит совесть? Как жить, чтобы совесть не укоряла». Организация игровой и творческой деятельности детей
|
27.11 |
13 |
Добрые качества моей души |
Откровенный разговор |
Осознание общечеловечес-ких ценностей, умение анна-лизировать свои поступки |
Слушаем-размышляем-обсуждаем на тему «Добрые привычки» Игра «Как сделать мир добрее» Исполнение песенки «Дорога добра» |
Чтение стихотворения «Добрый совет»», орга-низация игровой и творческой деятельности детей
|
4.12 |
3 раздел Хранилища православной культуры ( 7 часов + 2 часа из раздела «Православный календарь») |
||||||
14
|
К истокам книжной письменности |
Игра-путешествие |
Осуществлять поиск и выделение необходимой информации, умение высказывать свое мнение, проявлять активность для решения познавательных задач |
Обсуждаем – размышляем на тему «Как создавались книги наших предков? Кто они создатели древних церковных книг?» Участие в викторине |
Беседа с слайд – показом « В книжном царстве православной культуры», организация познавательной деятельности детей |
11.12 |
15 |
Листая древнюю псалтырь |
Литературная гостиная |
Осуществлять поиск и выде-ление необходимой инфор-мации, умение высказывать свое мнение, проявлять ак-тивность для решения познавательных задач |
Размышляем – обсуждаем на тему «Псалтырь царя Давида – свод правил жития и благочестия» Иллюстрируем псалтырь «Правила жития и благочестия в картинках. |
Беседа со слайд-показом «»организация познавательной деятельности детей
|
18.12 |
16 |
Православный календарь – Рождество Христово |
Путешествие по страницам православного календаря |
Развитие умения описывать впечатления, возникающие от созерцании иконы празд-ника, восприятия художест-венного текста, музыкаль-ных произведений |
Слушание с просмотром сцен домашнего театра «Рождество Христово и разучивание рождествен-ских колядок |
Беседа с показом сцен домашнего театр о событиях Рождества Христова». Органи-зация творческой деятельности детей |
25.12 |
17 |
Святочные игры |
Игровая программа |
Развитие умения планиро-вать сотрудничество – дого-вариваться о распределении функций и ролей в ходе проведения святочных игр. |
Игры на свежем воздухе. Колядование |
Организация игровой деятельности детей |
15.01 |
18 |
Где и как рождается икона? |
В гостях у иконописного мастера |
Развитие умения описывать впечатления, возникающие от созерцании иконы, спо-собность высказывать суж-дения о художественных особенностях работы иконо-писца и его результатах труда. |
Слушаем – созерцаем – размышляем – обсуждаем на тему «Где и как рождается икона. Для кого пишутся иконы» Изучаем правила почита-ния икон. Рассматриваем и группируем иконы по иконографии. |
Организация встречи с иконописным мастером Организация позна-вательной деятельности детей |
22.01 |
19 |
Спас Нерукотвор-ный – Святой Убрус |
Путешествие с книгой |
Развитие умения описывать впечатления, возникающие от созерцании иконы, уме-ние высказывать свое мне-ние, проявлять активность для решения познавательных задач |
Размышляем – угадываем – обсуждаем на тему « Что и как можно творить не руками?» Рассматриваем и группируем иконографии-ческие типы Спасителя. |
. Рассказ « История написания первой иконы». Организация познавательной деятельности детей |
29.01 |
20 |
Открывая дверь православного храма. |
Заочная экскурсия |
Развитие умения описывать впечатления, возникающие от восприятия художествен-ного текста, музыкальных произведений осуществлять поиск и выделение необхо-димой информации |
Размышляем – обсуждаем– рисуем на тему «Что мы видим в храме?» Рисуем правила поведе-ния в православном храме для тех, кто не умеет их читать» Конструирование бумажного макета храма» |
Беседа со слайд-показом «Устройство православного храма» Организация игровой и творческой деятель-ности детей |
5.02 |
21 |
О чем поют колокола? |
Заочная экскурсия |
Осуществлять поиск и выделение необходимой информации в ходе решения поставленной проблемы. Развитие умения описывать впечатления, возникающие от восприятия слушания колокольного звона |
Узнаем, какие были собра-тья у русского колокола. Слушаем колокольный звон и находим различия в звучании. Угадываем колокольные звоны |
Беседа с слайд-показом «На звоннице право-славного храма». Подбор фонограмм колокольных звонов |
12.02 |
22
|
Монастырь – центрдуховной культуры и просвещения. |
Заочная экскурсия |
Развитие умения описывать впечатления, возникающие от просмотра видеофрагмен-та, осуществлять поиск и выделение необходимой информации |
Размышляем – обсуждаем на тему «Для кого и кем строятся монастыри» Коллективная аппликация «За монастырскими вратами» |
Беседа с показом видеофрагмента «Обитель Преподобно-го Сергия Радонежского»
|
19.02 |
4 раздел Устроение отношений в нашей жизни (5 часов +1 час из раздела «Православный календарь») |
||||||
23 |
Примеры семей-ного благочестия. |
Семейная гостиная
|
Развитие умения описывать впечатления, возникающие от восприятия художествен-ного текста, умение вести устный диалог, формули-ровать собственное мнение и позицию по обсуждаемому вопросу |
Размышляем – обсуждаем - на тему « В чём проявля-ется благочестие в семье? Чем сильна моя семья?» Подбор пословиц и поговорок о семье Игра «Выбор: правильно-неправильно» |
Организация фото- выставки «Моя семья», приглашение родителей на встречу в семейной гостиной Организация познавательной деятельности детей |
26.02 |
24 |
Родословное древо моей семьи |
Творческая мастерская |
Умение передавать в худо-жественно- творческой дея-тельности свое эмоциональ-ное отношения к своей семье, задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности, соблюдать правила общения |
Размышляем – обсуждаем пословицы и поговорки о семье. Рисуем родословное древо своей семьи» Игра «Дружная семья» |
Беседа по смысловому содержанию пословиц и поговорок о семье Организация творческой и игровой деятельности детей |
5.03 |
25 |
Масленичные гуляния |
Игровая программа |
Развитие умения планиро-вать сотрудничество – дого-вариваться о распределении функций и ролей в ходе про-ведения игр на масленичных гуляниях |
Игровая деятельность детей на свежем воздухе |
Организация игровой деятельности детей |
12.03 |
26
|
Иконы в моём доме |
Откровенный разговор |
Осуществлять поиск и выделение необходимой ин-формации, умение высказ-ывать свое мнение, про-являть активность для реше-ния познавательных задач |
Рассказ детей на тему «Иконы в моём доме», узнаем о почитании икон на Руси, о чудотворных иконах и иконах особо чтимых православными христианами. |
Рассказ учителя со слайд-показом на тему «Икона, иконка, иконочка…» |
19.03 |
27 |
Праздники в семей-ном календаре |
Ученический проект |
Осуществлять поиск и выделение необходимой ин-формации умение вести устный диалог с родителями, соблюдать правила общения |
Размышляем – обсуждаем - рисуем на тему «Люби-мый праздник моей семьи» Работа над индивидуаль-ном ученичеким проектом «Месяцеслов моей семьи» Способы оформления проекта |
Организация проектной деятельности уч-ся, подбор литературных источников для органи-зации информацион-ного поиска по теме проекта
|
2.04 |
28 |
Защита ученического проекта «Месяцеслов моей семьи» |
Ученический проект |
Формирование умения презентовать свой проект. Развивать коммуникатив-ные умение в ходе проведе-ния защиты проекта |
Защита ученического проекта |
Организация необхо-димых условий для успешной защиты проекта, приглашение родителей |
9.04 |
5 раздел Маршруты духовного краеведения Подмосковного края ( 4+2 часа из радела «Православный календарь») |
||||||
29 |
Моё Отечество, к котором я живу, моя Москва, которую люблю… |
Заочное путешест-вие |
Осуществлять поиск и выде-ление необходимой инфор-мации, умение вести устный диалог, формулировать собственное мнение и позицию по обсуждаемому вопросу |
Обсуждение на тему «Любовь к Отечеству говорит делами. Какая ты, православная Москва?». Узнаём историю создания храма Христа Спасителя. |
Беседа со слайд-показом «Москва златоглавая, Москва православная» |
16.04 |
30 |
За священными стенами Московского Кремля |
Заочное путешест-вие |
Развитие умения описывать впечатления, возникающие от восприятия художествен-ного текста, музыкальных произведений, умение вести устный диалог, формули-ровать собственное мнение и позицию по обсуждаемому вопросу |
Чтение и обсуждение на тему «С чего строилась православная Москва», рассматриваем храмы Московского Кремля. Рисование на тему «Кремлёвские реликвии» |
Беседа со слайд-показом «Православный островок Московского Кремля » |
23.04 |
31 |
Богородичные храмы Павлово-Посадского благочиния |
Заочное путешест-вие |
Осуществлять поиск и выде-ление необходимой инфор-мации. Развивать коммуни-кативные умения и актив-ность для решения познавательных задач |
Размышляем – обсуждаем на тему «Какие они храмы с одинаковым именем?» |
Беседа со слайд-показом «Храмы Павлово-Посадского благочиния |
30.04 |
32
|
Православный календарь Праздник празд-ников – Воскре-сение Христова |
Пасхальная мастерская
|
Развитие умения описывать впечатления, возникающие от созерцания иконы праздника, целостного восприятия пасхальных музыкальных произведений, Развивать коммуника-тивные умение в ходе коллективной работы и проведения пасхальных игр |
Созерцание иконы празд-ника Участие в работе пасхальной мастерской. Слушаем легенду о пасхальном яйце и узнаем, как сделать яйцо пасхальным. Играем в пасхальные игры |
Организация работы пасхальной мастерской Организация экспози-ции подарочных пасхальных яиц в «выставочном зале» школы из частной коллекции учителя
|
7.05 |
33 |
Улица с именем святого Экскурсия в городской храм Покрова Пресвятой Богородице |
Экскурсия по городской улице Святого Константина и в строящийся городской храм Всех Святых в земле Российской просиявших |
Осуществлять поиск и выде-ление необходимой инфор-мации, умение высказывать свое мнение, проявлять ак-тивность для решения познавательных задач |
Посещение городского храма, слушаем рассказ настоятеля об устройстве строящегося храма Всех Святых в земле Российской просиявших, сравниваем храмовые строения, рас-сказ о житие священно-мученика Константина Успенского. Делаем уличные зарисовки |
Организация экскурсии в городской храм и по улице Святого Константина, рассказ о житие святого |
14.05
|
34 |
К истокам славянской письменности |
Просветительская акция |
Осуществлять поиск и выделение необходимой информации, проявлять активность в решении познавательных задач |
Размышляем – обсуждаем - рисуем на тему «» Участие в викторине «Буквица»
|
Беседа со слайд- пока-зом «К истокам славя-нской письменности». Организация познава-тельной деятельности детей |
21.05 |
Раздел 6.Рекомендации по учебно- методическому и материально-техническому обеспечению курса:
- ШевченкоЛ.Л. Добрый мир. Православная культура для малышей. Методическое пособие с программой для учителя. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2011.
- Шевченко Л.Л. Добрый мир. Православная культура для малышей. Наглядные материалы«Иллюстрации». – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2011.
- Шевченко Л.Л. Добрый мир. Православная культура для малышей. Музыкальное пособие «Звуковая палитра». М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2011.
- Шевченко Л.Л. Добрый мир. Православная культура для малышей. Рабочая тетрадь. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2011.
- Шевченко Л.Л. Добрый мир. Православная культура для малышей. Книга 1. Прогулки по дням творения. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2011.
- Шевченко Л.Л. Добрый мир. Православная культура для малышей. Книга 2. Хорошо – плохо. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2011.
- Шевченко Л.Л. Добрый мир. Православная культура для малышей. Книга 3. Семья. Родина. Православный храм. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2011.
- Шевченко Л.Л. Добрый мир. Православная культура для малышей. Книга 4. Чему мы радуемся? Православные праздники. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2011.